Источник: theravada.ru Санкхара лока – мир формаций ума
«Там, где есть глаз, Самиддхи, где есть формы, сознание глаза и вещи, познаваемые сознанием глаза — там существует мир или описание мира. Там, где есть ухо… нос… язык… тело… ум, где есть умственные феномены, сознание ума и вещи, познаваемые сознанием ума — там существует мир или описание мира.
Где нет глаза, Самиддхи, нет формы, нет сознания глаза, нет вещей, познаваемых сознанием глаза — там не существует ни мира, ни какого-либо описания мира. Где нет уха… носа… языка… тела… ума… вещей, познаваемых сознанием ума — там не существует ни мира, ни какого-либо описания мира.
Патхама самиддхи сутта: Самиддхи (IV), СН 35.68
Будда учил, что термин «мир» (loka) имеет три различных значения. Первое: okāsaloka (ока́са ло́ка) — мир пространства, то есть мир пространственно-временной реальности, или, можно сказать, астрономический мир.
Второе: sattaloka (са́тта ло́ка) — мир существ. Это самое понятное для нас: мы сейчас сидим здесь втроём, обсуждаем Дхамму, мы находимся в одном мире. Рядом идёт собака, летают какие-то насекомые — они все в другом мире. Они не знают, что здесь сидят буддисты, что они разговаривают с монахом, обсуждают Дхамму. Для них нет храмов, монахов, религий. Всего этого, что есть у нас, нет в их мире. И таких миров очень много. Это называется sattaloka — мир существ.
И третье: saṅkhāraloka (санкха́ра ло́ка) — мир формаций, формаций ума. Будда очень подробно объясняет, как именно возникает мир, как существует мир и как исчезает мир. И даже причины возникновения мира.
Есть сутта, которая называется Саммадиттхи сутта (Правильные воззрения, МН 9), в ней достопочтенный Сарипутта, один из двух главных учеников Будды, подробно объясняет, что такое sammādiṭṭhi (самма́ ди́ттхи), правильные воззрения. Он говорит, что если человек знает, что такое мир, причины возникновения мира, прекращение мира и Путь, ведущий к прекращению мира — это есть правильные воззрения. Если человек знает, что такое чувство (ощущения, vedanā), причины ощущений, прекращение ощущений, путь ведущий к прекращению ощущений — это есть правильные воззрения. И таким способом он объясняет очень многое: рождение, существование, питание, старение и смерть, цепляние, и не только это.
И есть сутты, в которых Будда объясняет Четыре Благородные Истины. Первая Благородная Истина — это Истина о страдании, dukkhā. Потом — Истина о причине страдания, Истина о возможности прекращения страдания, и последняя Истина — Истина о Пути, ведущем к прекращению страданий (Вибханга сутта: Анализ, СН 45.8).
А в этой сутте тхера Сарипутта объясняет по-другому: вместо «страдания» (dukkha) он говорит «мир» (bhava, существование, становление). Таким образом, «Истина о страдании» становится «Истиной о мире», «причина страдания» — «причиной возникновения мира», «прекращение страдания» — «прекращением мира», а «Путь, ведущий к прекращению страданий» — «Путем, ведущим к прекращению мира». Это значит, что мир есть страдание.
Один раз у Будды спросили, что такое мир. Будда отвечал, что мир — это есть страдание. Если человек понимает, что такое мир, то он понимает и страдание. Но он понимает не только страдание, он должен понимать и прекращение страдания.
Теперь давайте посмотрим, как Будда объясняет мир. Мир — это восемнадцать элементов (dhātu, дха́ту).
Пять органов чувств:
- элемент глаза (cakkhu-dhātu, ча́ккху-дха́ту);
- элемент уха (sota-dhātu, со́та-дхату);
- элемент носа (ghāna-dhātu, гха́на-дха́ту);
- элемент языка (jivhā-dhātu, джива́-дха́ту);
- элемент тела (kāya-dhātu, ка́я-дха́ту).
Пять объектов (воспринимаемых через пять органов чувств):
- элемент цвета (rūpa-dhātu, ру́па-дха́ту);
- элемент звука (sadda-dhātu, са́дда-дха́ту);
- элемент запаха (gandha-dhātu, га́ндха-дха́ту);
- элемент вкуса (rasa-dhātu, ра́са-дха́ту);
- элемент осязаемых объектов (phoṭṭhabba-dhātu, пхоттхабба́-дха́ту).
Пять элементов сознания через пять органов чувств:
- элемент сознания глаза (cakkhu-viññāṇa-dhātu, ча́ккху-виння́на-дха́ту);
- элемент сознания уха (sota-viññāṇa-dhātu, со́та-виння́на-дха́ту);
- элемент сознания носа (ghāna-viññāṇa-dhātu, гха́на-виння́на-дха́ту);
- элемент сознания языка (jivhā-viññāṇa-dhātu, джива́-виння́на-дха́ту);
- элемент сознания тела (kāya-viññāṇa-dhātu, ка́я-виння́на-дха́ту).
И три дополнительных элемента:
- элемент ума (mano-dhātu, мано́-дха́ту);
- элемент умственных объектов (dhamma-dhātu, дха́мма-дха́ту);
- элемент сознания ума (mano-viññāṇa-dhātu, мано́-виння́на-дха́ту).
Есть разные классификации, которые тоже называются элементами, но сейчас мы будем говорить именно об этих восемнадцати элементах: aṭṭhārasa dhātuyo (аттха́раса дха́туйо́).
Итого у нас получается, что глаз — это один элемент, цвета — это ещё один элемент, сознание глаза — ещё элемент. Задача сознания глаза — познать цвета и формы, только это.
Так же с ухом, звуками, и сознанием уха.
Язык, вкус, сознание языка.
Нос, запахи, сознание носа.
Тело, прикосновения (или объекты тела), сознание тела.
Ум, объекты ума, сознание ума.
Итого восемнадцать элементов. Давайте теперь подумаем, кроме этих восемнадцати элементов существует ли что-то в мире?
Ещё есть Ниббана, но Ниббана не обусловлена причинами. Какие есть причины? Есть девять причин.
Первые три: lōbha (лóбха) — алчность, dōsa (дóса) — недоброжелательность, mōha (мóха) — неведение.
Следующие: alōbha (алóбха) — отсутствие алчности (или щедрость), adōsa (адóса) — отсутствие недоброжелательности (или доброта), amōha (амóха) — отсутствие неправильных воззрений.
И есть ещё три, но они тоже alōbha, adōsa и amōha. Т. е. у нас может быть по два вида щедрости, доброты и правильных воззрений.
Давайте посмотрим, в чём разница на примере щедрости. Щедрость практикуется в каждой религии, я не знаю такой религии, где не поощряется щедрость. Но зачем нам практиковать щедрость? Для того чтобы жить хорошо в этой жизни, в следующей жизни, или, как это объясняется в других религиях, для того чтобы попасть в рай. И это первый вид щедрости: он помогает нам в сансаре, помогает получать хорошие плоды в сансаре, в общем — помогает нам жить лучше.
А второй вид щедрости — это когда человек думает: все загрязнения ума возникают из-за алчности, из-за жажды. Даже когда мы умираем — никто не говорит: «Мне было достаточно; хватит, не хочу больше видеть, слышать, ощущать». Каждый хочет ещё жить, ещё видеть, слышать, ощущать, каждый хочет продолжать воспринимать мир через органы чувств. И это и есть жажда, taṇhā (танха́), и из-за этого мы в сансаре, в вечном блуждании.
Если человек понимает: эту жажду мне надо победить, иначе победит сансара, и из-за этого он практикует щедрость, не с целью получить что-то потом, а для того чтобы победить жадность, если человек так делает да́ну — у него не будет жадности, не будет гордыни. Для чего тогда человек делает даяние? Для того чтобы достичь Ниббаны, освобождения от вечного круга страданий и перерождений, это становится его мотивацией в его практике щедрости.
Эти девять причин отсутствуют в Ниббане. В Ниббане нет ни щедрости, ни жажды, ни алчности. Когда нет этих причин — тогда Ниббана. И тогда понятно, что Ниббана не в мире, Ниббана — Надмирская. А наш мир — это восемнадцать элементов.
Давайте теперь разберём наш мир: вот у нас есть восемнадцать элементов. Где тогда Будда, есть ли он там, в этих элементах? Мы сейчас обсуждаем ваш мир, есть ли в вашем мире Будда? Если мы отвечаем, что он в уме, то нам нужно понимать, что ум — это три элемента: сам ум, объекты ума и сознание ума. Задача сознания ума — познавать, оно познаёт объекты ума, мысли. Но мы не осознаём объекты ума как объекты ума, мысли как мысли. Мы принимаем их за реальность. Мы воспринимаем мысли как Будду, как Иисуса, как «хорошо», как «плохо», как «монах», как моё, как правильное и неправильное, как реальность. Тогда где Будда? В нашем мышлении. И где «я»? Тоже в нашем уме. Это всё — наши мысли.
Посмотрите, насколько Учение тонкое и возвышенное. Будда говорит: видеть мышление как мышление — citte cittānupassī viharati, созерцайте ум как ум (Сатипаттхана сутта: Основы осознанности, МН 10). Если мы видим мышление как мышление — мы не видим там никакого постоянного существа, никакой самости, не видим там Будду.
Например, в ночное время, если мы слышим громкие звуки сверления от наших соседей, то без знания Учения у нас сразу возникает какое-то отвращение в уме, недовольство, недоброжелательность: почему так громко, почему в такое время? Что-то ум говорит по этому поводу. Как мы видим эти мысли? Как реальность. Мы видим в этом мышлении «я», видим «другие люди», и не видим в мышлении нашей недоброжелательности. Если бы мы видели: вот это есть гнев, когда он возникает мне плохо, нельзя его поддерживать, от этого мне тоже будет плохо, если бы мы это видели — мы бы сразу этот гнев отпускали. И на самом деле мы не слышим сверлящего человека — мы слышим звуки. А где тогда этот человек? Он в уме.
Мы можем полностью разбирать наш мир. У вас есть вся ваша прошлая жизнь: вы помните, какая у вас была школа, какие друзья, какие вам встречались приятные и неприятные люди, какие у вас враги. И где есть они все? Они все в уме. Но мы верим, что они реальны. Ведь ум на самом деле не может запоминать всё точно на 100%. И что он делает?
Вот, допустим, сегодня мы ходили в ботанический сад. Ум не может сохранить все детали этого дня на 100%, поэтому он запоминает то, что мы думаем сегодня об этой ситуации, наше отношение к ней. Например, кто-то может решить, что сегодня был очень плохой день, мы столько мест хотели посетить, а пошёл дождь и всё поменялось, мы никуда потом не пошли. Но даже если сейчас человек так думает, то может пройти месяц, человек уедет к себе на родину, и там, в другой стране, он откроет фотографии как мы ходили в ботанический сад и подумает: «Как хорошо было, мы все вместе ходили в ботанический сад, а потом пошёл дождь, было так красиво, как хорошо было!». И тогда память об этой ситуации меняется, и эта ситуация для него становится хорошей.
Посмотрите — ум реально ничего не знает, и значит наше прошлое — это просто наши текущие мысли. Мы не знаем, что было на самом деле! Я могу спросить вас: где вы были в этот день 10 лет назад? Задумайтесь об этом сейчас. Мы можем попытаться вспомнить и попробовать ответить, но мы не можем быть уверены. И на самом деле это всё — пустые размышления.
Вот посмотрите, где Россия? Обычно мы думаем, что Россия есть, она там, в таком-то направлении. Или что она на планете Земля. Но если мы снова разберём это как восемнадцать элементов — это опять в уме. Сейчас мы утверждаем, что Земля круглая, и для нас она такая, это наша реальность. А до этого люди говорили и думали, что она плоская, и у всех людей в уме была такая Земля! Ещё недавно стали говорить, что она даже не круглая, а немного приплюснутая.
Или, например, в индуизме говорится, что Брахма держит Землю рукой, и люди в Индии представляли себе огромного Брахму. Но сейчас мы думаем, что Земля круглая, вокруг неё вращается Луна. Так нас учили родители, потом в школе и в университете, и теперь мы в это верим, как будто это реальность. Но на самом деле мы не знаем — это всё наши мысли. Может быть, оно и на самом деле так, может быть нет, это на самом деле не важно — это всё наши мысли.
Вот, например, я думаю: «Здесь Макс». И это на самом деле моё представление, это я так думаю — здесь Макс. А Макс — он какой? Он такой, каким я его знаю, как я думаю о нём. Поэтому люди стараются, чтобы у других людей было хорошее представление о них, потому что я живу не только в своём уме, я живу и в ваших умах. И я хочу, чтобы в ваших умах я был хорошим. Поэтому каждый человек хочет, чтобы о нём было хорошее представление. И даже когда человек умирает, и понимает что он сейчас умрёт, он всё равно хочет ещё существовать. Где он может ещё существовать? В умах других людей. Поэтому некоторые говорят: вот ты умрёшь, и никто о тебе вспоминать не будет. И людей это пугает — это как будто меня совсем не будет.
Или я могу спросить: «Где Саша?». Вот вы мне показываете на него, и касаетесь его, но это — Саша? Это элементы. Тогда где Саша? В уме. И если Саши здесь нет, то что я могу видеть, что я могу трогать? Что тогда это? Это элементы.
Как пример другой классификации: есть первоэлементы, или великие элементы — mahābhūta (маха́ бху́та), на которые раскладывается всё материальное. Материя, или rūpa, состоит из четырёх первоэлементов, или четырёх «основных» физических явлений: плотности (буквально «земля»), сцепления (буквально «вода»), тепла (буквально «огонь») и движения (буквально «воздух»).
Элемент осязаемых объектов, или объектов тела (phoṭṭhabba-dhātu), включает в себя следующие три mahābhūta:1.элемент земли, или твёрдость (paṭhavī-dhātu), проявляющийся как твердость или мягкость;2.элемент огня, или температура (tejo-dhātu), проявляющийся как жар или холод;3.элемент ветра (vāyo-dhātu), проявляющийся как движение или давление.
Элемент воды, или сцепления (āpo-dhātu), мы не можем ощутить физически — для нас это всё равно будет твёрдость, теплота и воздушность, поэтому он не входит в объекты тела. Нам он доступен только в результате анализа.
Даже если мы разберём один элемент — это даст огромную, огромную мудрость. Будда говорит: тот кто знает твёрдость (paṭhavī, элемент земли) — может знать, что твёрдость — это не «я», и может уйти от элемента твёрдости, и может уйти от мира. Будда очень подробно это объясняет.
И внутренний, и внешний элементы земли — это лишь элемент земли. И его следует видеть правильной мудростью в соответствии с действительностью: «Это не моё, я не таков, это не моё “я”». Когда кто-либо видит его в соответствии с действительностью правильной мудростью, он разочаровывается в элементе земли и делает ум бесстрастным по отношению к элементу земли.
И приходит время, когда тревожится внешний элемент воды, и в это время внешний элемент земли исчезает. Так что, если даже в отношении столь обширного внешнего элемента земли можно увидеть непостоянство, разрушение, исчезновение, изменение, так что же тогда в этом непродолжительном теле, цепляемом жаждой, может быть «я», «моим», «тем, каковым я являюсь»? Ничего.
Махахаттхипадопама сутта: Большой пример со следами слона, МН 28
И мы трогаем элементы, чувствуем твёрдость, и я думаю: это — Макс. Я вижу какие-то цвета и у меня в уме возникает какой-то образ, и ум говорит: «Это — Макс, это — Саша, это — Паша». Это говорит ум.
Если мы разберём так наш мир, то для того, чтобы наш мир существовал, нам нужны концепции и элементы, ментальное и материальное: на́ма и ру́па (nāmarūpa).
Чувство, восприятие, волевое намерение, контакт, внимание — это называется именем. Четыре великих элемента, а также форма, выстроенная из четырёх великих элементов, — это называется формой. Таким образом, это имя и эта форма — это то, что называется именем-и-формой.
Саммадиттхи сутта: Правильные Воззрения, МН 9
Без nāma и rūpa не будет реальности, мира. Чтобы наше представление было реальным, нам нужны какие-то элементы.
Вспомните вашу школу. Чтобы это воспоминание для вас стало реальностью, вы думаете: школа находится в России, на определенной улице, в конкретном здании, на определенной территории. И тогда ваше мышление становится реальностью.
Но если мы это видим как элементы, как мышление — то мы видим, что это не реальность, а мысли. И видя так, мы освобождаемся от загрязнений. Наши представления, наши концепции, которые возникают у нас в уме, мы сопоставляем с какими-то элементами, которые, как мы думаем, есть во внешнем мире, и думаем: «Да, это реально». И что, мы думаем, реально? Наши мысли и концепции, что они существуют в мире. Но в мире существуют только элементы.
Вот, допустим, есть одна рыба. У неё две ноги. И две руки. И голова. И она может ходить. И она может говорить. И даже водить! Посмотрите, когда мы такое говорим — ум это не воспринимает как что-то реальное. И почему он не воспринимает? Он не знает такого, не знает, как водить в воде, какие там машины, ничего подобного нет в нашем опыте. Когда мы говорим «рыба, и у неё две ноги» — ум начинает представлять океан и в нём каких-то рыб. Когда мы доходим до того, что она может говорить и водить — ум уже считает что это нереально. И когда это нереально — нам это уже не страшно, потому что мы знаем, что это просто воображение, представление.
Вот мы смотрим мультики, и мы знаем, что они нереальны, и после просмотра у нас не остаётся в голове представления, что что-то такое есть на самом деле, в отличии от просмотра новостей. Но при этом потом у нас в уме персонажи этих мультиков живут. Помните, человек увидел рисунок из мультика и сразу сказал: «Ооо, это же у тебя То́торо!» А где Тоторо? Он на руке на татуировке, или на бумаге? Нет, это в голове у кого-то! Кто-то его придумал, нарисовал, а теперь эти тоторо живут в голове у каждого видевшего этот мультик человека. Они видят и узнают — «о, Тоторо!»
Так же мы и с другими людьми — видим человека и говорим: «Он мой друг!» А как это? Как это — друг? Как возник друг? Или вот другой человек — это мой враг, и мне неприятно. А как это? Мы на самом деле думаем, что вот эти наши мысли — они вот там, в мире. Я думаю: «Вот он, мой Макс, вот он здесь сидит». Вот это называется upādāna (упа́да́на), привязанность.
Когда мы говорим «привязанность», мы думаем, что это очень лёгкое понятие. Привязанность к телефону — это когда не могу жить без телефона, вот привязанность.
Можете себе представить привязанность к муравьям? Если человек не достиг арахантства, то у него есть привязанность к муравьям. Ко всем растениям, которые он знает, к своей школе. Почему так? Потому что наши концепции, которые есть в уме, мы принимаем за реальность. Когда наши концепции для нас становятся реальностью — это upādāna, потому что у нас ко всему этому есть какое-то своё отношение. И это — реальные для нас объекты, которые для нас существуют в мире, и они могут поменяться, сломаться, умереть, и это всё влияет на нас, это всё значимо для нас. Если мы можем хотя бы немного понимать, что такое реальность на самом деле, и что такое обман ума — это уже некая мудрость, это уже даёт нам какую-то свободу.
Когда мы наши умственные khandhā (формации или конструкции) сопоставляем с внешними элементами, с какой-то rūpa, и мы говорим: «Вот это тот человек, а вот это такое дерево, а это муравьи», то это уже upādāna, привязанность. Или когда мы видим кошку, она появляется в уме и мы думаем что она там где-то, в мире. И мы привязываем её к внешнему миру. И какие-то элементы мы начинаем воспринимать как кошку. Если я говорю, что она плохая, то возникает плохая кошка; если говорю, что хорошая — хорошая кошка возникает. Но мы при этом не видим возникновения и исчезновения мира. Для нас появляется существование (bhava). В взаимозависимом возникновении после привязанности следующим возникает существование: upādānapaccayā bhavo — из цепляния в качестве необходимого условия возникает существование.
Вот хороший пример с татуировкой на руке. Посмотрите, мы смотрим на руку с татуировкой, и видим там лицо, или любую другую картинку. Но когда мы видим картинку — мы не видим руку, когда мы видим руку — мы не видим картинку. Или когда мы смотрим на стену с красивым рисунком, например, прудом с лотосами, мы видим либо саму стену, и тогда мы не видим лотосы и пруд, либо мы видим пруд, и тогда не видим стену.
Представьте, как если бы кто-то сделал статую в виде тела, и очень тщательно нанёс краски на неё, чтобы она выглядела один в один как тело. Не зная, что это статуя, мы можем посмотреть на неё и принять за человека. Но не важно, смотрим ли мы на статую, или на человека — на самом деле мы не видим тела ни там, ни там: мы видим «рисунки» из различных цветов. Но при этом на самом деле мы ведь всё время видим только рисунки, и думаем что там люди, что они что-то делают. Но на самом деле мы видим элементы, цвета. Ви́дение происходит в глазу: глаз воспринимает цвет, через сознание глаза происходит познание этого цвета. Но когда мы думаем, что то, что мы видим глазом, находится где-то перед нами, то тогда в уме возникает представление, что эти цвета — это дерево, люди, статуи, муравьи и так далее. И тогда в уме у нас мгновенно появляются деревья, люди, муравьи и весь мир. Хотя на самом деле глаз воспринимает только цвета.
В первую очередь нам нужно очистить наши воззрения. Если воззрения станут правильными, нам станет гораздо лучше, гораздо легче, потому что громадное количество нашего страдания (можно сказать, что практически всё) — из-за неведения. Мы сами его себе придумываем, сами создаём, и сами живём в этой тюрьме. Даже если хоть немного наше неведение уменьшится — наша жизнь станет гораздо лучше. И нам не нужно искать счастье где-то в мире. Если у нас нет страдания — это и есть счастье, это и есть покой. Такое счастье нам всегда доступно, нам не нужно искать его во внешнем мире. Тогда, даже когда есть физическая боль, наш ум может не страдать, потому что физическая боль и страдание ума это разные вещи. Мы хотим найти какое-то другое счастье, и это наша ошибка. Пока мы ищем его, даже тело будет ощущаться напряжённым, а если будет боль, она будет увеличиваться. Когда у нас есть жажда, нам всегда мало, и мы не можем быть спокойны, не можем остановиться, не можем расслабиться.
Старайтесь наблюдать элементы как элементы, это уже вам даст какое-то понимание. Если хотя бы один раз мы увидим элементы как элементы — наш мир изменится.
Будда называл своё Учение vibhajjavāda (вибха́джжа ва́да): vibhajati — это разбирать, разделять, анализировать, и vāda — это учение. И это то, что мы делаем — мы всё разбираем. Чтобы получить понимание, вы можете ваш мир разделить на восемнадцать элементов. Если вы так практикуете, то вы так можете разобрать любое ваше страдание, любую проблему. И вы можете видеть и понимать, где на самом деле проблема: она в том, что проблемы, которые существуют в нашем уме, мы видим как проблемы во внешнем мире, и мы хотим решать их во внешнем мире, хотим что-то с ними сделать. Но если мы видим мышление как мышление — они исчезают. А так конечно: почти все проблемы — в нашем уме. Почему же мы решаем их во внешнем мире?
Вот вам пример, что такое элементы, и как видеть элементы как элементы. Закройте глаза. Что вы сейчас чувствуете? Вы чувствуете, что другие люди здесь, мы все здесь сидим, вокруг другие кути, природа. Где это всё на самом деле? Если вы видите, что это в уме, то вы можете это отпускать, потому что это всё — просто умственные представления. Кроме ощущений тела мы ничего не ощущаем, и ничего на самом деле не знаем.
Представьте, что сейчас вы находитесь в космосе. И под ногами у нас космический корабль, вокруг нас — космос. И все эти звуки — это на самом деле запись, проигрываемая из динамиков. Попробуйте себя представить на этом космическом корабле.
Что вы почувствовали, когда вы так представляли? Если у вас получается представить космический корабль и что мы в нём сидим — сразу исчезает Земля, и вокруг нас возникает космос. И если мы представляем, что все эти звуки на самом деле из динамиков и проигрываются на компьютере, то все эти люди и животные — они сразу исчезают для нас, их нет. Или если мы включим аудиофайл со звуками дождя, нам сразу представляется дождь. Если мы включим аудиофайл с кваканьем лягушек — мы каждый звук слышим, и нам сразу представляется лягушка. Но на самом деле ни дождя, ни лягушек рядом с нами нет.
Нужно усваивать это знание, запоминать, размышлять о нём. Нужно сформировать своё понимание. Нужно стараться видеть мир так. Такая практика даёт убежище: у человека всегда будет выход, даже в самой неразрешимой жизненной ситуации. Если видеть элементы — в них нет проблем. Человек видит ум, видит объекты ума, цвета, звуки — просто элементы, и в них нет страдания. Это просто наши представления о реальности, это просто наши мысли. Мы это сами представляем и сами страдаем от этого.
Скажите, не вспоминая никакого прошлого, чего бы вы хотели в будущем? Это невозможно. Так мы можем понимать, что воспоминания — это наши мысли. Вчерашний день — это воспоминания и то, что мы чувствуем в связи с этим. Это мысли, возникающие прямо сейчас. Мы можем видеть мысли как мысли, как объекты ума.
Обдумайте это, попробуйте разобрать ваш мир на восемнадцать элементов. И у вас либо появится очень много вопросов, либо у вас не будет больше никаких вопросов — все вопросы исчезнут. С этим знанием мы наш мир разбираем через эти восемнадцать элементов. И мы видим как они возникают, и как они исчезают.
Пусть мудрость, возникшая у вас от изучения Дхаммы, поможет вам освободиться от всех страданий!
В Саваттхи: [Благословенный сказал]:
«Монахи,
- Формы непостоянны, переменчивы, подвержены изменениям.
- Звуки непостоянны, переменчивы, подвержены изменениям.
- Запахи непостоянны, переменчивы, подвержены изменениям.
- Вкусы непостоянны, переменчивы, подвержены изменениям.
- Тактильные ощущения непостоянны, переменчивы, подвержены изменениям.
- Ментальные феномены непостоянны, переменчивы, подвержены изменениям.
Тот, кто верит в эти учения, уверен в них, зовётся “идущим-за-счёт-веры”. Он вступил на твёрдый путь правильности, вступил на уровень высших личностей,преодолел уровень заурядных людей. Он неспособен совершить какой-либо поступок, из-за которого он мог бы переродиться в аду, в мире животных или в мире страдающих духов. Он не может скончаться, не реализовав плода вступления в поток.
Тот, кто, обдумав до достаточной степени мудростью, согласился с этими учениями, зовётся “идущим-за-счёт-Дхаммы”. Он вступил на твёрдый путь правильности, вступил на уровень высших личностей, преодолел уровень заурядных людей. Он неспособен совершить какой-либо поступок, из-за которого мог бы переродиться в аду, в мире животных или в мире страдающих духов. Он не может скончаться, не реализовав плода вступления в поток.
Тот, кто знает и видит эти учения так, зовётся “вступившим в поток”, более не подверженным погибели [низших миров], утверждённым [в своей участи достичь освобождения], направляющимся к просветлению.»