Источник: theravada.ru Ньянасиха (Нянасиха) Раквене Бхиккху: Упасамануссати – Памятование о покое ниббаны
Вот монах думает так: «Это покой, это наивысшее: прекращение всех формаций, оставление всех обретений, уничтожение жажды, бесстрастие, прекращение, ниббана». Вот каким образом, Ананда, монах может обрести такое состояние сосредоточения, так что (1) у него не будет сотворения «я» и сотворения «моего», а также скрытой склонности к самомнению в отношении этого тела с его сознанием; (2) у него не будет сотворения «я» и сотворения «моего», а также скрытой склонности к самомнению в отношении всех внешних объектов; (3) он войдёт и будет пребывать в таком освобождении ума, освобождении мудростью, посредством которых более не происходит сотворения «я» и сотворения «моего», а также скрытой склонности к самомнению.
Ананда сутта: Ананда, АН 3.32
Наша тема сегодня — Ниббана.
У нас есть понятия сансары и Ниббаны. Как Будда описывает Ниббану:
Etaṁ santaṁ etaṁ paṇītaṁ yadidaṁ sabbasaṅkhārasamatho sabbūpadhipaṭinissaggo taṇhākkhayo virāgo nirodho nibbānan
Это умиротворённое, это наивысшее: прекращение всех формаций, оставление всех обретений, уничтожение жажды, бесстрастие, прекращение, ниббана.
Саннья сутта: Восприятие, АН 11.7
Etaṃ santaṃ (эта́м са́нта́м): это есть покой.
Etaṃ paṇītaṃ (эта́м пани́там): это наивысшее, это самое приятное.
Sabbūpadhipaṭinissaggo (саббу́па́дхи пати́ниссагго), ūpadhi — это килесы, загрязнения ума: когда уходят все омрачения.
Sabba saṅkhāra samatho (са́бба са́нкха́ра самато́): успокоение всех санкхар. Saṅkhārā — это всё, что возникает из-за причин, или ещё есть значение — волевые формации ума: вся наша работа ума. Успокоение всех saṅkhārā, когда они уходят — это есть Ниббана.
Taṇha — это жажда. Когда мы чего-то страстно хотим или не хотим, или наше желание быть, существовать — это всё taṇhā. Taṇhakkhayo (та́нхакхайо́): там, где нет taṇhā — это есть Ниббана.
Virāga (вира́га) — бесстрастие, отсутствие rāga; nirodha (ниро́дха) — прекращение; nibbāna (нибба́на) — угасание. Это — описание Ниббаны.
И самое главное объяснение Ниббаны — это rāgakkhayo (ра́гакхайо́), dosakkhayo (до́сакхайо́), mohakkhayo (мо́хакхайо́).
Rāga (ра́га) — это страсть. Rāgakkhayo — там где нет и не может возникнуть ни малейшей страсти.
Dosa (до́са) — это гнев, отвращение, ненависть. Dosakkhayo — там где нет и не может возникнуть ни малейшего гнева, отвращения — это Ниббана.
Moha (мо́ха) — это неведение, невежество. Из-за неведения мы не знаем, что на самом деле есть в реальности. Если у человека полностью уходит неведение (mohakkhayo) — у него остаётся Ниббана.
И что такое, монахи, полное понимание? Уничтожение жажды, уничтожение злобы, уничтожение заблуждения — это называется полным пониманием.
И что это за человек, который полностью понял? [На это] следует ответить так: арахант, достопочтенный с таким-то именем из такого-то клана. Такой зовётся человеком, который полностью понял.
Паринньейя сутта: Следует полностью понять, СН 22.106
Мы говорим, что мы хотим в Ниббану, или кто-то говорит: «Я видел Ниббану», — что это значит? Многие стараются увидеть Ниббану в медитации и думают, что Ниббана — это как будто какое-то место, или как будто это что-то материальное. Они не думают такими словами, но в уме у них на самом деле такое понимание. Как будто мы можем туда идти и там существовать, или что Ниббану можно увидеть, и после этого мы будем её понимать — какое-то такое понимание бытует у людей.
Но в Учении не описывается такое понимание. Однажды у достопочтенного Сарипутты, одного из двух главных учеников Будды, спрашивали, что такое Ниббана. Достопочтенный Сарипутта сказал, что Ниббана — это rāgakkhayo, dosakkhayo, mohakkhayo. Ниббана — это где нет жажды, отвращения и неведения. Поэтому в первую очередь мы должны понимать, что Ниббана — это не место.
«Друг Сарипутта, “ниббана, ниббана” — так говорят. Что такое ниббана?»
«Уничтожение жажды, уничтожение злобы, уничтожение заблуждения — это, друг, называется ниббаной».
Ниббана паньха сутта: Вопрос о Ниббане, СН 38.1
Есть достижение Ниббаны при жизни (saupādisesā nibbāna, са-упади́-се́са-нибба́на, т. е. «Ниббана с остаточными группами существования» или просто «Ниббана с остатком»), когда человек достигает Ниббаны при жизни и продолжает жить. Тогда этот человек знает две реальности — есть сансара, наша жизнь, и есть другая реальность — Ниббана. Возникает вопрос: как, чем нам узнать Ниббану? Ниббана — это объект ума: умом, мудростью мы узнаём Ниббану. Это называется Ниббана с остатком.
Если человек полностью победил свою жажду, свою ненависть, своё неведение — он живёт как святой в этой жизни, у него не остаётся никакого зла. Остаётся только добро, сострадание, только благие качества остаются. И после смерти такой человек полностью достигает Ниббаны (anupādisesā nibbāna, ан-упади́-се́са-нибба́на, т. е. «Ниббана без остаточных групп существования»), для него сансары не будет.
Что значит, для него сансары не будет? Сансары не будет — это значит, не будет страданий, а отсутствие страданий — это есть Ниббана. И после его смерти, после смерти араханта, победителя всех омрачений, он достигает Ниббаны, и это называется Ниббана без остатка.
Монахи, есть две эти формы свойства ниббаны. Какие две? Свойство ниббаны с остаточным топливом, и свойство ниббаны без остаточного топлива.
И что такое свойство ниббаны с остаточным топливом? Вот монах — арахант, чьи загрязнения окончены, который достиг осуществления, выполнил задачу, cбросил тяжкий груз, достиг истинной цели, разорвал путы становления, и освободился за счёт правильного знания. Его пять качеств чувств всё ещё остаются, и, поскольку они находятся в целости, он воспринимает приятное и неприятное, чувствует удовольствие и боль. Окончание его страсти, злости, и заблуждения называется свойством ниббаны с остаточным топливом.
И что такое свойство ниббаны без остаточного топлива? Вот монах — арахант, чьи загрязнения окончены, который достиг осуществления, выполнил задачу, сбросил тяжкий груз, достиг истинной цели, разорвал путы становления, и освободился за счёт правильного знания. Для него [в момент смерти] всё то, что ощущается, не имея подпитки, прямо здесь и угаснет. Это называется свойством ниббаны без остаточного топлива.
Ниббана дхату сутта: Элемент ниббаны, Ити 2.17
Чтобы победить омрачения мы практикуем Путь к Ниббане, Благородный Восьмеричный Путь, для этого нужно победить все saṅkhārā. Sabba saṅkhāra samatho (успокоение всех санкхар) — это Ниббана. Есть три вида saṅkhārā: puññābhisaṅkhāra — благие мысли, apuññābhisaṅkhāra — неблагие мысли, āneñjabhisaṅkhāra — saṅkhāra высоких уровней samādhi, джхан. Все они держат человека в существовании. Когда уходят все saṅkhārā — это sabba saṅkhāra samatho. Но при этом у человека остаются доброта, сострадание, благие качества ума.
Многие думают, что человек станет подобным камню, ничего не будет чувствовать. Но на самом деле это не так, потому что когда мы очищаем свой ум от загрязнений — в уме остаются только качества, которые есть в нём от природы. А от природы ум — добрый. Эти качества поднимаются, когда мы убираем загрязнения. Иначе было бы опасно медитировать — мы бы становились плохими существами, но это же не так. На самом деле природа нашего ума — сияющая, добрая.
После того как мы родились, мы начали портиться: жажда, гордыня, гнев, зависть — всё это пришло потом. На самом деле мы начали портиться уже в животе матери. Поэтому у нас есть понимание, что ребёнка можно воспитывать, даже когда он ещё в животе матери: надо практиковать доброту, нравственность, развивать благие качества ума — всё это будет воспитанием для ребёнка. Но в самом начале, до того как у него появляются все остальные органы чувств, у ребёнка самый чистый ум, яркий ум, без загрязнений. Потом, с появлением остальных органов чувств, его ум загрязняется.
Так же и человек, который освобождается от всех загрязнений: он возвращается к чистому уму. Но разница между ребёнком и арахантом в том, что у араханта есть мудрость, а у ребёнка просто пока ещё не проявилось неведение.
Ведь у лежащего младенца нет даже представления о личности, так как же у него может возникнуть воззрение о «я»? Но всё же скрытая склонность к воззрению о «я» есть у него. У лежащего младенца нет даже представления об учениях, так как же у него может возникнуть сомнение в отношении учений? Но всё же скрытая склонность к сомнению есть у него. У лежащего младенца нет даже представления о правилах, так как же у него может возникнуть цепляние к правилам и предписаниям? Но всё же скрытая склонность к цеплянию к правилам и предписаниям есть у него. У лежащего младенца нет даже представления о чувственных удовольствиях, так как же у него может возникнуть чувственное желание? Но всё же скрытая склонность к чувственной страсти есть у него. У лежащего младенца нет даже представления о существах, так как же у него может возникнуть недоброжелательность по отношению к существам? Но всё же скрытая склонность к недоброжелательности есть у него.
Махамалункья сутта: Большое наставление для Малункьяпутты, МН 64
Есть такая медитация, называется upasamānussati (упасама́нуссати), upasama — это значит спокойствие, умиротворение, Ниббана. Если человек думает о Ниббане, то это один из 40 видов медитации, описываемых в Учении. Но если человек не достиг Ниббаны, как он может размышлять об этом? Даже те, кто достиг Ниббаны, описывают её очень коротко: там нет слов, нет чувств, ощущений, эмоций. Будда говорит: etaṃ santaṃ, etaṃ paṇītaṃ. Это очень спокойно, это очень приятно. Там нет saṅkhārā, там нет загрязнений, там нет жажды, ненависти, неведения.
Так я слышал. Однажды достопочтенный Сарипутта проживал в Раджагахе, в Бамбуковой роще, в Беличьем святилище. Там достопочтенный Сарипутта обратился к монахам: «Эта ниббана приятна, друзья. Эта ниббана приятна».
Когда так было сказано, Достопочтенный Удайин спросил Достопочтенного Сарипутту: «Но где же тут приятное, мой друг, где ничего не чувствуется?»
«Вот это и приятно, друг, что ничего не чувствуется…»
Ниббана сутта: Ниббана, АН 9.34
Так описывают Ниббану. Но как мы можем размышлять об этом?
Я думаю об этом так: мы обсуждали, что Ниббана — это противоположность сансары, что есть в сансаре — этого нет в Ниббане. Поэтому если человек понимает что есть в сансаре и отсутствие этого, то человек может немного понимать (не достигнуть!) что такое Ниббана. Если правильно думать о Ниббане, то она не будет пугать: ум будет радоваться, успокаиваться.
Я помню, мой учитель проводил трёхдневный затвор, и я ему помогал. У меня в те дни очень сильно болела голова, я почти ничего не мог делать, не мог сидеть, не мог медитировать. Я думал о головной боли и подумал о Ниббане: в Ниббане нет головы, значит и головной боли там тоже нет, и никогда не будет. И нет не только головы, ещё нет тела. Поэтому давайте представим: в Ниббане нет тела. Что это значит? Значит, не надо вставать утром, не нужно чистить зубы, идти в туалет, завтракать. Если не надо завтракать — значит, не нужно готовить, не нужно мыть посуду. Если в действительности так смотреть, то нам не надо таскать своё тело! Нам не нужны кровать, стол и стулья. И значит, нам не нужен дом. Раз не нужен дом, то не нужно оплачивать коммунальные услуги, не нужно брать кредиты, платить ипотеку. Не надо его подметать, убирать, поддерживать, ремонтировать — всё это требует сил. Даже когда человек уезжает куда-то далеко отдыхать, он с собой берёт свой дом. У него появляются мысли, и каждая мысль о доме требует сил — это есть saṅkhārā. Если у человека вообще нет этих saṅkhārā, то мы можем сказать, что его saṅkhāra samatho: у него не появляются saṅkhārā, его saṅkhārā успокоились. Это действительно счастье. Когда я начал думать об этом тогда на затворе, то у меня возникла такая большая радость в уме, что даже головная боль, мучившая мне все эти дни угасла.
Тела нет, значит нам не нужно менять позу. Почему мы меняем позу? Иначе тело болит, и мы страдаем от этого. Раз нет тела — значит этого не будет там. И без тела не будет болезней. Мы всё время болеем, наши органы болеют, кости болеют, все возможные вирусы и расстройства нас поражают. Если человек думает «я не болею и никогда не заболею», то это он просто не знает, что такое болезни. Будда говорит, что когда мы хотим пить, есть, идти в туалет — это всё болезни. Телесные состояния изменяются, и нужно что-то делать с этим. Мы привыкли к этому, но на самом деле это болезни тела, и всё это — это страдание, каждое мгновение мы страдаем.
Но когда тела нет, то страдания от тела тоже не существует. Это значит, у вас никогда не будет головной боли, зубной боли, никогда вам не будет холодно, никогда не будет жарко, никогда не будет боли в спине. В действительности — это есть счастье. И это есть абсолютное достижение Ниббаны.
Если посмотреть, сколько в мире есть проблем, сколько ограничений — этого ничего там нет. Мир есть — значит, есть страны. Столько культур, языков, религий. Нам кажется, что это хорошо, но это хорошо только когда есть проблемы, для того чтобы решать их. Но если нет проблем — то этого всего нам не нужно.
Нам кажется, что деньги, дома, имущество — это всё счастье, но это всё нам нужно только для того, чтобы решать какие-то наши вопросы. Но если вопроса нет — это всё нам не нужно.
Каждый раз, когда мы так думаем, к примеру, что нет школы, нам надо представить, что такое школа. Как туда идут дети, как они учатся, хотят ли они туда, для чего они это делают. Это не какие-то сложные доктринальные размышления, наоборот. Иначе мы можем очень быстро объяснить: в Ниббане нет ума и материи, нет nāmarūpa, вот и весь разговор. Но это не даст уму никакого понимания, никак нам не поможет, это не будет медитацией. Поэтому мы думаем очень просто и последовательно, объясняем уму.
Так же нет полиции, нет судей. Нет автобусов и машин. Нет друзей. Раз нет друзей, то нет и врагов. Нет родных, значит неродных тоже нет. Там нет Шри-Ланки, России, буддистов, христиан, мусульман.
Когда мы начинаем так думать, то мы понимаем, что там есть свобода, есть освобождение. И когда мы так думаем — мы думаем о мире, и думаем, что его нет там, его нет в Ниббане.
Допустим, нет монастыря. Что это значит? Не нужно ходить утром за подаянием, не нужно убирать его, не нужно мыть посуду. Там нет чи́вары, значит не надо её чинить и стирать. Нет солнца, значит не будет разговоров о том, холодно или жарко, так же как жары и холода. Там нет никаких религий, это значит, не будет моей религии и чужой религии, правильных и неправильных воззрений. Даже такие тонкие мысли на самом деле приносят нам страдания. Даже когда мы думаем, что наше Учение истинно, и это хорошо, даже такие мысли приносят нам какое-то страдание. Надо думать так, и тогда мы сможем немного себе представлять то, что Будда пытался нам объяснить.
Например, еда — это счастье. Но если посмотреть — зачем нам нужна еда? Еда нужна, потому что есть голод. У меня есть друг — монах родом из Армении, он рассказал мне такой пример. Если человеку предложат на выбор: либо возможность мгновенно получать любую еду, какую бы он ни пожелал, либо возможность никогда больше не испытывать голода и не нуждаться в еде, что бы люди выбрали? Практически все люди бы выбрали первый вариант. Люди едят не только ради голода, но и из-за вкуса, запаха, из-за удовольствия. Но в действительности еда нужна нам, чтобы поддерживать тело, и если эта нужда отпадёт — это будет счастье. Чтобы есть — надо готовить, для этого надо купить еду, для этого надо заработать денег, для этого надо выучиться. Всё начинается ещё с детского сада. Поэтому если смотреть в действительности — сколько taṇhā, столько и страдания.
Есть два буддийских понятия: mahicchatā (махи́ччата́) и appicchatā (апи́ччата́). Иметь много желаний или мало желаний. У практикующего Учение человека должно быть мало желаний, потому что когда мало желаний — мало проблем. Но нам надо хорошо понимать, что это не обязательно как-то коррелирует с тем, что человек имеет в этой жизни. Может быть, человек, у которого совсем мало денег и имущества, но много жажды, и может быть наоборот. Нам нужно учиться радоваться тому, что мы имеем. Тогда нам всегда будет достаточно и нам будет легко. Нам будет легко обеспечить себя, будет легко удовлетворить себя.
Сколько денег нужно, чтобы стать богатыми? Будда говорит, что даже если будет дождь из золота — жажда людей не исчезнет. Человек богат, когда ему достаточно, и когда он радуется этому. Если человек всё время думает о том, чего у него нет, то он бедный человек. В его мире всегда недостаток, ему всегда мало, всегда не хватает — поэтому он не может радоваться.
Мы сейчас обсуждаем Ниббану, чтобы хоть немного её понимать, потому что даже самое небольшое понимание Ниббаны освобождает нас от какого-то уровня наших страданий. Если человек приближается к Ниббане — у него уменьшается страдание, уменьшаются загрязнения ума, и увеличиваются благие, добрые качества ума. Поэтому нам нужно понимать, куда нам идти, что это такое.
Возьмём такой пример: дети выросли и уехали из дома, а мать скучает по ним и страдает. Мы не можем сказать матери, что ей нужно освободиться от привязанности к своим детям, чтобы не страдать. Это ей никак не поможет, она не может не любить своих детей. Пока она думает, что это мои дети — она не может освободиться от этого. Каждый раз, когда мы говорим «это моё», «это мои» — это значит, у нас есть какие-то привязанности. Поэтому если человек победит себя, победит полностью свою жадность — у него не будет ничего своего. Что это значит?
Возьмём, к примеру, монаха: у него есть свой монастырь, свои учителя, своя религия, своя чаша для подаяний, своя ряса, своя страна, свой язык — сколько всего. И он может вспоминать своих родных, своих родителей — сколько всего есть у монаха! Что это значит, когда мы говорим, что у араханта ничего нет, он ничего не имеет? У него цепляния нет. Объекты, которые, как мы думаем, существуют вокруг нас, и наше цепляние к ним — это разные вещи. Привязанность — это загрязнение. Если в действительности посмотреть — у человека совсем небольшие нужды: одежда, жильё, еда и лекарства. Всё остальное — связано с жаждой.
Давайте вернёмся к примеру с матерью: как ей победить свои страдания? Единственный выход, чтобы ей не любить своих детей — это чтобы у неё никогда не было детей, но они уже есть. Привязанность уходит, только когда у человека появляется мудрость, или по-другому можно сказать — когда уходит неведение. Если есть неведение — цепляние не победить. Поэтому в Учение объясняется, как нам победить своё неведение.
У неведения две задачи: оно закрывает реальность и мы видим что-то другое вместо реальности, мы видим иллюзию. Как если человек потерялся в пустыне, его мучает жажда, и он видит вдалеке мираж. Неведение закрывает от него реальность: он не видит, что там на самом деле нет воды. И ему кажется, что там есть вода. Поэтому он туда стремится.
Когда у нас есть неведение — мы плутаем в этом мире, мы думаем: это тело — моё, этот дом — мой, это моя страна, моё имущество, мои дети и так далее. У нас появляется очень много вещей, много обретений. Но если посмотреть в действительности — это тело ничьё, оно никому не принадлежит. Тело — это кусок земли, и станет снова землёй. Тело возникло в животе матери: возникла какая-то клетка, и она развивалась благодаря питанию, которое получала от матери. И потом мы сами начали питаться. Это всё — еда, и еда принадлежит земле, поэтому от еды появилось наше тело, и тело — тоже земля, и когда-то мы станем землёй. Если человек правильно думает — у него станет меньше страдания от тела. Потому что он понимает, что это тело — не моё, не я, это тело придётся оставить. И само это «я» появляется в уме, оно появляется там, где есть неведение.
Как появляется неведение? Оно появляется из-за неправильного понимания, из-за неправильной информации. Мы не понимаем, что в действительности сейчас происходит. Из-за этого у каждого человека есть какой-то свой уровень неведения.
Как появляется неведение? Глаз в действительности воспринимает только цвета, краски. И без красок глаз не может быть. Глаз, цвета и сознание глаза вместе возникают и вместе исчезают. Это есть реальность ви́дения. Это значит, когда я говорю, что я вижу вас — на самом деле я ничего в мире не вижу, потому что ви́дение произойдёт у меня в уме, не в мире. Как если я смотрю на экран, и думаю что там кто-то есть. Но когда мы смотрим на экран, то мы понимаем, что там просто горят какие-то цвета, и от этого появляется ви́дение, но в экране никого нет.
Я слышал, что когда только появились кинотеатры, люди пугались, когда видели, как на экране на них едет поезд, потому что они думали, что сейчас их на самом деле собьёт поезд. Это тоже был какой-то уровень неведения, но сейчас у нас этого неведения нет, и мы не боимся.
Так же нам надо понимать, что ви́дение произойдёт в уме, поэтому когда я говорю, что там есть человек — это мне говорит ум, а не глаз. Это работают два органа, две сферы восприятия: одна воспринимает цвета, а другая воспринимает мысли, концепции, объекты, представления. Когда я говорю, что там — человек, то это уже работа ума, не работа глаза. Когда я к чему-то прикасаюсь, то что я трогаю? Ум говорит: то, что ты видишь, то ты и трогаешь. Например, чашку. Но что есть в действительности? В действительности я трогаю только теплоту, твёрдость, давление — это другая реальность: там нет красок, там нет чашки, там нет красоты. Вот что значит мы живём — у нас работают органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, тело и ум. И можно сказать что ум — он в середине: соединяет все органы и хочет понимать, что такое мир.
— Друг, есть эти пять способностей [органов чувств], каждая из которых имеет свой диапазон, отдельную область, и они не переживают диапазоны и области друг друга. Это способность глаза… уха… носа… языка… тела. И что у этих пяти способностей — каждая из которых имеет свой диапазон, отдельную область, которые не переживают диапазоны и области друг друга, — имеется в качестве [их общего] места? Что переживает [все] их диапазоны и области?
— Друг, эти пять способностей — каждая из которых имеет свой диапазон, отдельную область, которые не переживают диапазоны и области друг друга, [то есть] способность глаза… уха… носа… языка… тела, — имеют ум в качестве [их общего] места. Ум — это то, что переживает [все] их диапазоны и области.
Махаведалла сутта: Большое собрание вопросов и ответов, МН 43
Так же как ребёнок в самом начале своей жизни: он не может фокусировать зрение на каком-то объекте, поэтому мир у него развален на краски. Потом ребёнок начитает фокусировать глаза на какой-то одной форме. И потом он трогает, и думает, что то, что он видит, то он трогает — и сразу появляются внешние объекты, появляются привязанности. Так проявляется неведение, что существуют такие люди, существа, вещи, и некоторые из них — мои. Так мы учились, и так начиналась наша жажда, наши привязанности. И мы не знаем что такое в действительности реальность. Реальность — это работа наших органов чувств. Кроме наших шести органов чувств и их объектов ничего другого нет.
Глаз и объекты глаза, ухо и объекты уха, нос и объекты носа, язык и объекты языка, тело и объекты тела, ум и объекты ума. Что есть кроме этого? Может быть два ответа: Ниббана есть, и ничего нет. Но на самом деле, когда мы говорим, что Ниббана есть, то Ниббана — это объект ума. Но когда у человека нет жажды, когда ему не надо существовать — у него не будет сансары. Что такое сансара? Это как раз и есть āyatanā, сферы восприятия.
Нам надо глубоко понимать Учение. Не надо представлять себе Ниббану где-то. Просто думайте, как Будда сказал: Ниббана — это где нет жажды, где нет ненависти, где нет неведения, где нет загрязнения.
Если вам нужно представлять Ниббану, то вы можете просто представлять сансару, и думать, что в Ниббане этого нет. Тогда в уме не появляется из-за своей жажды никакого страха: что же там, что там будет. Когда мы говорим «что там будет?» — это наша жажда. Когда мы думаем, что это значит «меня там не будет и зачем тогда мне это надо» — то это наша жажда в нас говорит, наше неведение. Сейчас тоже меня нет, но есть неведение, и через неведение «я» появляется.
Когда мы страдаем, мы можем представить себе этот покой, это счастье. Здесь мы страдаем, и когда человек страдает — он может видеть своё цепляние, и что когда цепляния нет — есть покой. Этот покой надо видеть.
Многие думают, что в сансаре плохо, но где-то есть другое место, где мы можем вечно существовать, вечно жить, всё время радоваться. Но люди не понимаю, что это же опять наша taṇhā (жажда), наша avijjā (неведение), и это не принесёт нам счастья.
Самое короткое описание Ниббаны — это где нет жажды, где нет неведения, где нет гнева, ненависти. Некоторые вещи тяжело понимать, и на самом деле объяснить Ниббану по-другому нельзя, потому что там другая реальность, там нет слов, и слов нам не хватает для объяснения Ниббаны. Если слова — это сансара, то Ниббана — это не слова, там нет слов, это другая реальность. Но мы должны понимать, что там сансары нет.
Если человек понимает, как на самом деле неведение создаёт мир, то он может победить неведение. Неведение можно победить через понимание сфер восприятия (через понимание своих органов чувств). Для этого нужно развивать свои щедрость, нравственность, концентрацию, успокоение, собранность ума, развивать свою мудрость. Развивать свой ум. Это долгая работа, но если человек практикует этот Путь, то у него в результате обязательно уменьшается страдание, потому что мы идём к нестрадающему. Там, где нет страдания — это есть Ниббана.
Этот путь называется прямым, направление, куда он ведет, называется бесстрашным.
Аччхара сутта: Нимфы, СН 1.46
Я думаю, что когда человек становится арахантом — у него уходят все цепляния, и к себе, и к другим существам, но не уходит сострадание, потому что есть абсолютная реальность и относительная реальность. Только полностью просветленные существа видят абсолютную реальность; реальность, которую мы сейчас обсуждали. И для них нет никаких существ, никакого неведения. Но люди живут в относительной реальности, и там они видят других существ. И арахант понимает, что у других неведение есть, и для них продолжается сансара, поэтому сострадание у него остаётся. Это просто разные виды понимания.
Например, в монастыре живут коты, но для котов монастыря нет — у них нет таких представлений. Но для монахов коты есть, и мы заботимся о них.
И опять-таки — это человеческие чистые качества: доброта, сострадание — поэтому они остаются.
Мы существуем в сансаре из-за неведения, и с неведением появляются другие загрязнения. Поэтому у нас есть желание существовать, жажда быть — это наша жажда, мы этого сами хотим. Если полностью она уйдёт — что останется? Пока ум работает, мы будем жить, а потом существования не может быть. Будда объяснял, что существование возникает из-за неведения.
Подобно тому, монахи, как масляная лампа горит в зависимости от масла и фитиля, и с истощением масла и фитиля она гаснет из-за недостатка топлива, то точно также, монахи, когда он чувствует чувство, заканчивающееся вместе с телом он понимает: «Я чувствую чувство, заканчивающееся вместе с телом». Когда он чувствует чувство, заканчивающееся вместе с жизнью, он понимает: «Я чувствую чувство, заканчивающееся вместе с жизнью». Он понимает: «С распадом тела, с окончанием жизни, всё, что чувствуется, при отсутствии наслаждения в этом прямо здесь и остынет».
Дипа сутта: Пример с лампой, СН 54.8
Я практиковал upasamānussati, как я вам рассказал, и я практикую vipassanā. Я нигде не читал именно о такой практике размышления о Ниббане, как я вам сейчас рассказал, но на самом деле всё Учение Будды об этом. Учение говорит нам, что всё, что есть в мире — всего этого нет в Ниббане, и её можно достигнуть здесь, при жизни. Я хочу победить свою жажду и своё неведение, и я вижу какой-то свой текущий уровень жажды и неведения, и практикую. И когда жажда понемногу уменьшается — я понимаю, куда я иду.
Люди думают, что Ниббана это какое-то место, но на самом деле нам надо бороться со своим неведением и победить его. Нам нужно реализовать Ниббану, но осознавать нам надо не Ниббану, осознавать нам надо сансару, наши страдания. Если мы понимаем, что у нас есть проблема, и саму проблему, то мы можем её решить. А если человек думает, что у него всё хорошо, и никаких проблем нет — такому человеку не пригодится Учение. Учение нужно только тем, кто видит проблему, кто видит страдания. Это то, как я думаю о Ниббане, как я её понимаю.
Желаю вам развития вашей нравственности, щедрости и мудрости, пусть заслуги от изучения Дхаммы помогут вам реализовать Ниббану!
Монахи, есть эти четыре высочайших вида уверенности. Какие четыре?(1)Каких бы [в мире] ни было живых существ — безногих или двуногих, четвероногих, многоногих, обладающих формой или бесформенных, обладающих восприятием или не обладающих восприятием, или ни-воспринимающих-ни-не-воспринимающих — среди них Татхагата, совершенный, полностью просветлённый, считается наивысшим. Те, кто имеет уверенность в Будде, имеют уверенность в наивысшем, а у тех, у кого есть уверенность в наивысшем, наивысшим [становится] и результат.(2)Каких бы [в мире] ни было феноменов, которые являются обусловленными, Благородный восьмеричный путь считается наивысшим из них. Те, кто имеет уверенность в Благородном восьмеричном пути, имеют уверенность в наивысшем, а у тех, у кого есть уверенность в наивысшем, наивысшим [становится] и результат.(3)Каких бы [в мире] ни было феноменов, которые являются либо обусловленными, либо необусловленными, бесстрастие считается наивысшим из них, то есть сокрушение гордыни, устранение влечения, искоренение привязанности, завершение круговерти [сансары], уничтожение жажды, бесстрастие, прекращение, ниббана. Те, кто имеет уверенность в Дхамме, имеют уверенность в наивысшем, а у тех, у кого есть уверенность в наивысшем, наивысшим [становится] и результат.(4)Каких бы [в мире] ни было общин или групп, Сангха учеников Татхагаты считается наивысшей из них, то есть четыре пары, или восемь типов личностей — это Сангха учеников Благословенного: достойная даров, достойная гостеприимства, достойная подношений, достойная почтительного приветствия, несравненное поле заслуг для мира. Те, кто имеет уверенность в Сангхе, имеют уверенность в наивысшем, а у тех, у кого есть уверенность в наивысшем, наивысшим [становится] и результат.
Таковы четыре высочайших вида уверенности.